Что такое фулфилмент простыми словами?
Фулфилмент – это комплексное предложение логистических услуг для B2B сектора в сфере электронной коммерции. Этот термин, происходящий от английского слова "fulfillment", что означает "выполнение", ориентирован на продавцов, таких как онлайн-магазины и предприниматели, работающие через маркетплейсы. Фулфилмент-операторы, то есть компании, предоставляют услуги по хранению, подготовке и доставке товаров конечным потребителям.
Зачем нужен фулфилмент?
Эта услуга решает вопросы логистики и послепродажного обслуживания клиентов. Представим ситуацию: компания выходит на маркетплейс, размещает товары и начинает получать заказы. Далее возникает необходимость комплектовать и отправлять эти заказы. Для этого бизнесу требуются складские помещения, транспорт, координационный центр логистики и служба поддержки клиентов. Существует три основных подхода к организации этих процессов.
Частичный фулфилмент
Компания заключает отдельные договоры с разными поставщиками услуг: дистрибьюторским центром или складом ответственного хранения, транспортной компанией и колл-центром. Каждый из этих подрядчиков отвечает за свой участок работы. Склад предоставляет помещение, оборудование и персонал для комплектации заказов. Транспортная компания берет на себя логистические задачи. Колл-центр обеспечивает поддержку клиентов. Продавец координирует работу всех этих подрядчиков, оставляя за собой управленческие функции.
Инхаус (собственными силами)
Второй вариант – отказаться от услуг сторонних организаций и организовать все необходимые процессы внутри компании. Это подразумевает оборудование собственного склада, приобретение или аренду транспорта для доставки товаров, найм складских работников, комплектовщиков, грузчиков, водителей и курьеров. Также необходимо создать отдел логистики для управления перевозками и поставками, а также службу технической поддержки для отслеживания посылок, приема претензий, решения вопросов с оплатой, браком, обменом и возвратом. Однако полный отказ от аутсорсинга может быть нецелесообразным, особенно при большом объеме заказов, когда доставка собственными силами становится невыгодной и занимает много времени, особенно если продажи осуществляются в разных регионах. В таких случаях проще делегировать доставку транспортным и курьерским службам.
Фулфилмент (полный аутсорсинг)
Третий вариант – это передача всех операций, от момента оформления заказа до его получения клиентом, сторонней специализированной компании. Эта услуга включает в себя получение продукции от поставщика, приемку, проверку качества и выявление брака, складское хранение, сборку, комплектацию и упаковку заказов, доставку заказов клиентам, прием оплаты и контроль остатков на складе. Таким образом, фулфилмент позволяет продавцу решить все логистические вопросы. Исполнитель отвечает за внесение всех операций в систему учета и подготовку необходимой документации, включая путевые листы, накладные, отгрузочные документы и акты приема-передачи товаров. Кроме того, услуга может включать в себя сопровождение продаж на маркетплейсе, такое как маркировка товаров и штрихкодирование в соответствии с требованиями площадки, общение с технической поддержкой и клиентами, а также обработку негативных отзывов. Заказать фулфилмент можно как в специализированной компании, так и непосредственно у маркетплейса.
Доставка заказа
Крупные транспортные компании также предоставляют услуги по работе с маркетплейсами, включая забор товара у поставщика, маркировку продукции в соответствии с требованиями маркетплейса и доставку товара на склад для последующей доставки заказов клиентам. Модель фулфилмента может использоваться и для ведения бизнеса за пределами страны, где подрядчики берут на себя вопросы таможенного контроля и международной логистики. Выбор оптимального формата сотрудничества зависит от объема продаж, бюджета, географии заказов и других факторов.
Для кого подходит фулфилмент?
· Начинающим предпринимателям: фулфилмент помогает оптимизировать расходы на старте бизнеса в сфере электронной коммерции, избавляя от необходимости инвестировать в склад, транспорт и оборудование.
· Новичкам на маркетплейсах: фулфилмент помогает справиться с резким ростом числа заказов при выходе на маркетплейсы, позволяя не тратить время на поиск и обучение сотрудников.
· Растущему бизнесу: услуга облегчает выход на новые регионы и страны, обеспечивая конкурентные условия доставки с короткими сроками. Крупные бренды используют фулфилмент при переходе из офлайн-торговли в онлайн, а также для оптимизации расходов и бизнес-процессов. Переход на комплексный фулфилмент от одной компании часто оказывается более выгодным, чем работа с несколькими подрядчиками, снижая расходы и уменьшая нагрузку на персонал. В сочетании с технологичными решениями для продаж, переход на фулфилмент может способствовать росту оборотов и прибыли.
Преимущества использования фулфилмента
1. Улучшение качества обслуживания клиентов
Данная услуга позволяет сократить сроки доставки и расширить географию продаж. Покупатели получают оперативное обслуживание, удобные способы оплаты и возможность отслеживать статус своего заказа.
Когда фулфилмент-партнер отслеживает остатки на складе, продавец реже сталкивается с ситуацией, когда заказ принят, а товара нет в наличии. Это способствует укреплению имиджа продавца и повышению уровня лояльности клиентов.
2. Эффективное распределение ресурсов
Логистика и складское хозяйство – это трудоемкие процессы, которые невозможно автоматизировать полностью.
Например, автоматизировать онлайн-общение с клиентами и прием заказов через интернет вполне реально. Для этого достаточно создать простой чат-бот для обработки запросов клиентов и подключить его к мессенджеру, социальной сети или веб-сайту. При правильной настройке такой бот может самостоятельно обрабатывать до 70% запросов пользователей. Менеджеры будут заниматься только сложными и нестандартными ситуациями.
3. Функции комплектовщиков, упаковщиков, курьеров невозможно передать системам автоматизации. Для работы на складе и доставки необходим персонал, который нуждается в контроле. В логистике часто возникают неожиданные ситуации, требующие оперативных решений. Добавим к этому документооборот, отчетность и соблюдение требований маркетплейсов. Если продавец берет на себя все эти задачи, у него не остается времени и сил на развитие бизнеса.
С фулфилментом вы избавляетесь от рутинных задач и можете сосредоточиться на продвижении, привлечении клиентов и тестировании инструментов для увеличения продаж.
Недостатки фулфилмента
Продавец не может влиять на внутренние процессы fulfillment-компании, контролировать или изменять этапы ее работы. Таким образом, бизнес напрямую зависит от того, насколько эффективно организована логистика партнера. Например, если покупатель не получил свой заказ, страдает репутация магазина, даже если виноват подрядчик.
Еще одна особенность fulfillment заключается в том, что оператор может устанавливать ограничения на категории товаров, с которыми он готов работать. Некоторые склады не принимают скоропортящиеся продукты, лекарства или ювелирные изделия.
Итак, если вы приняли твердое решение продавать товары в интернете, то настало время заказать fulfillment в компании Seller-house!