После выбора подходящей онлайн-платформы (маркетплейса), важно определиться с моделью ведения бизнеса. На популярных площадках обычно предлагаются три основные схемы.
FBO (Fulfillment by Operator)
Эта схема оптимальна для продавцов, стремящихся к партнерству с маркетплейсом, предполагающему максимальную передачу полномочий. В этом случае платформа берет на себя ответственность за складское хранение, маркировку, комплектацию заказов и их доставку покупателям. Кроме того, маркетплейс утилизирует бракованную, поврежденную или некондиционную продукцию.
При использовании FBO вам нужно лишь контролировать график поставок и управлять аккаунтом продавца. При этом все складские и логистические операции выполняются сотрудниками маркетплейса с соблюдением установленных правил. В результате у вас появляется больше времени на разработку стратегии, продвижение, выбор прибыльных товаров и взаимодействие с покупателями.
Хотя может показаться, что FBO больше подходит крупным продавцам, способным оплачивать услуги маркетплейса и отправлять на склады большие партии продукции, грамотный анализ юнит-экономики может показать, что новичкам выгоднее делегировать все операции платформе, чем самостоятельно арендовать склад и привлекать транспортные компании.
FBS (Fulfillment by Seller)
Предположим, вы предпочитаете хранить товары на собственном складе, в производственном помещении или даже у себя дома. Как тогда начать продажи на маркетплейсах? Вам подойдет схема FBS.
При получении заказа от покупателя вы самостоятельно комплектуете его, упаковываете и маркируете в соответствии с требованиями, а затем доставляете в пункт приема заказов. Далее маркетплейс обеспечивает доставку в выбранный пункт выдачи заказов (ПВЗ) или непосредственно клиенту.
FBS может быть предпочтительна, если:
1. Вы являетесь самозанятым, производите товары самостоятельно и храните их дома.
2. Вы только начинаете продажи на маркетплейсе, у вас есть тестовая партия товара, и вы хотите оценить спрос.
3. Вы – крупный производитель с собственным складом и не нуждаетесь в аренде складских площадей маркетплейса.
4. Вы продаете крупногабаритные товары или товары, которые можно продавать только со своих складов.
Прежде чем начать торговать на маркетплейсах по схеме FBS, убедитесь, что этот способ хранения и самостоятельной доставки экономически целесообразен и не приведет к увеличению цены товара для покупателей относительно конкурентов.
DBS (Delivery by Seller)
Еще один вариант работы с маркетплейсами – модель DBS. Она актуальна, когда у вас есть собственный интернет-магазин или вы являетесь известным брендом. Эта схема позволяет привлекать дополнительный трафик и продвигать товары на платформе.
В этом случае все бизнес-процессы вы осуществляете самостоятельно, используя маркетплейс как витрину. Процесс продажи товаров выглядит следующим образом:
1. Покупатель заказывает ваш товар на маркетплейсе.
2. Вы самостоятельно комплексно собираете, упаковываете и маркируете заказ.
3. Вы доставляете товар в пункт выдачи заказов или по адресу покупателя.
Таким образом, взаимодействие ограничивается созданием аккаунта продавца, оформлением карточек товаров, продвижением и работой с отзывами клиентов.